Концептуальная мода

26.06.2015

Одежда никогда не была просто одеждой. Во-первых, она всегда показывала социальный статус ее обладателя и говорила о человеке больше, чем он мог бы сказать о себе сам. В XX веке модные тенденции также часто формировались под влиянием важных изменений в обществе — будь то послевоенный период, создавший спрос на нью-лук, или недавний кризис, вознесший на пьедестал моды простоту, черный цвет и бюджетные марки. При этом до поры до времени главной функцией одежды — особенно после возникновения модной индустрии — была эстетическая, одежда провозглашалась прежде всего нарядом, украшением.

Концептуальная мода берет свое начало в 80-х, когда появившийся в Японии и Бельгии минимализм отказался от украшательства, зато сделал вещи идеологическими символами. Например, белая рубашка стала не так важна как базовый элемент гардероба, а превратилась в символ унисекса и равенства полов. Так уж получается — в вещи, навороченной рюшами, оборками и пышным кроем, места для интеллектуальной идеи часто не остается. А творения гениев минимализма подобны пьесе «В ожидании Годо» — простора для фантазии так много, что постоянно ищешь множество скрытых смыслов.

Но «идейную» одежду даже минимализмом не назовешь — хотя после эпохи диско творения Марджелы, Демельмейстер, Мияки и Ямамото казались простыми и даже странными. При этом поначалу дизайнеры не давали даже намека на то, как интерпретировать их коллекции — так что, например, термин «деконструктивизм» по отношению к одежде Марджелы первыми употребили модные критики — и с тех пор эти вещи язык не повернется назвать по-другому.

В последнее время молодые дизайнеры участвуют в настоящей гонке за философским смыслом для своих коллекций: они наделяют свои вещи свойствами трансгендерности и разрабатывают идеи из самых разных областей знаний, например биологии и физики. Все хотят, чтобы их одежда стала культовой, а без концепции об этом остается только мечтать. Но многие из них забывают об остальных составляющих культовости: идея — это прекрасно, но еще лучше, если она будет подкреплена красотой и удобством.

Конечно, они так же очарованы симбиозом моды, философии и науки, но не забывают при этом о том, что одежду должен кто-то покупать и носить. В итоге у них получаются красивые вещи, в которые влюбляешься с первого взгляда благодаря крою или принту. А когда узнаешь, что каждая пуговица, каждый стежок и малейшее изменение оттенка в рисунке имеет отношение к чему-то более важному, чем просто мода, понимаешь — это любовь на всю жизнь.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. Christophe Coppens

В  работах этого бельгийского дизайнера намешано гигантское количество сумасшедших идей. Его вещи — брошь с портретом Бритни Спирс, пародийные очки-авиаторы, платки с нотными записями оперы Гилберта и Салливана — похожи на продолжение экспериментов Энди Уорхола, только в моде. Но Кристоф не ограничивает себя только одеждой — как настоящий художник он делает инсталляции. А платки с точным воспроизведением оттенков закатов и рассветов и электронными часами на кайме напоминают их обладателям об относительности пространства и времени.

концептуальная мода

ТРАНСГЕНДЕРНОСТЬ. Friedrich Gray

Фридрих Грей — это герой урбанистической утопии, где господствует трансгендерность — говорит о своем бренде австралийский дизайнер Бен Поллит. Коллекции Поллита описывают путешествия альтер эго дизайнера по придуманному миру, где не существует полов. И его одежда соответственно тоже абсолютно бесполая. Свой мрачный имидж «Темного Лорда моды» австралиец долгое время подтверждал совершенно черными коллекциями, пока не выпустил вещи, которые вы видите перед собой — принты на этой одежде вдохновлены цветами планеты Гьеди Прайм из фильма Дэвида Линча «Дюна».

концептуальная мода

КОНЦЕПТУАЛИЗМ. Comme des Gargons

Рей Кавакубо — дизайнер, которому направление «интеллектуальной моды» обязано самим своим зарождением. Жакет с тремя рукавами, свитер, проеденный молью, сырые швы и мрачные цвета. Рей Кавакубо взорвала мир моды, как когда-то Марсель Дюшан — мир живописи на Армори-шоу в Нью-Йорке: прежде никто такого не видел и никто ничего не понял, но все остались очарованы.

концептуальная мода

ТРАНСФОРМАЦИИ

Идея одежды-трансформера уже давно занимает умы дизайнеров. Ямамото, Виктор и Рольф, Иссей Мияки и Хуссейн Чалаян в разное время делали свои версии трансформации одежды и демонстрировали их во всех подробностях на фэшн-шоу. Самые запоминающиеся —Viktor & Rolf осень-зима 2010/2011 комбинезоны первопроходца жанра Issey Miyake , которые можно легко надевать друг на друга и снять в любой момент. И конечно же, юбка Hussein Chalayan — она трансформируется в стол, за которым можно провести чайную церемонию.

концептуальная модаМИКРОБИОЛОГИЯ. Peter Pilotto

Питер Пилотто и Кристофер Де Вое — дизайнеры бренда Peter Pilotto, часто говорят о неком «гардеробе для любопытных» — это метафора, олицетворяющая для дуэта путешествие в мир науки. Дисциплиной, послужившей вдохновением для их коллекций, стала микробиология. Выбор этой науки обусловлен любовью дизайнеров к природе и их интересом к тому, как в ней все устроено на микроуровне. Так что хаотичные абстрактные нарезки ткани в их платьях и удивительные по цветам принты пришли в моду из-под микроскопа.

концептуальная мода

ДЕКОНСТРУКЦИЯ. Maison Martin Margiela

После ухода Марджелы бренд вовсе не утратил свою концептуальность и даже наверстал упущенное за последние несколько лет. Конечно, это не та одежда, с которой начинал легендарный дизайнер — платья из консервных банок и украшения изо льда. Но в последних коллекциях явно видна игра с базовыми элементами, которой часто увлекался Мартин. Смысл деконструкции как раз в том, чтобы разобрать привычные вещи по кусочкам, а потом собрать их так, чтобы они перестали быть похожими на себя, но при этом остались одеждой.

концептуальная мода

ТЕОРИЯ СВЕТА. Cosmic Wonder

Дизайнер Якинори Маэда создал линию одежды Cosmic Wonder в 2000 году. К тому времени он уже был известен как концептуальный художник, автор арт-инсталляций, в которых большую роль играл свет. По словам Якинори, одежда может если не помочь найти путь к свету, то намекнуть, где этот свет нужно искать.

НОНКОНФОРМИЗМ. Homecore

В этой одежде есть уже знакомый нам трансгендерный шик — но главная идея дизайнера Homecore Александра Гуарнери не в этом. Своими расслабленными уютными свитерами, сделанными из спортивных материалов, Александр протестует против пафосного конформизма современного общества и предлагает ходить на все торжественные мероприятия именно в них. Дизайнер уверяет, что только так можно сохранить свое подлинное «я».

ДУАЛИЗМ. Baum und Pferdgarten

На первый взгляд в этой одежде нет ничего особенного — просто двухцветная блузка с оборкой на воротнике. Но девушки из датского дуэта Baum und Pferdgarten подвели под свой незатейливый дизайн довольно убедительную философскую основу. Одежда из их коллекций строится на идее дуализма: в ней всегда присутствуют два контрастных цвета и два противоположных пола. Например, типично мужская рубашка розового и сиреневого цветов с женственной деталью. Впрочем, эти противопоставления не касаются качества и красоты — эти две категории в работах Baum und Pferdgarten прекрасно сосуществуют.

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА. LGB

Главное в одежде японского дизайнера Нобухико Сато — отражение изменений, происходящих в обществе. Социальная обстановка меняется так быстро, что люди не успевают к ней адаптироваться и одежда LGB должна им в этом помочь. Поэтому Нобухико делает куртки с великим множеством карманов для всех производимых в мире гаджетов — от iPod до iPad.

Источник: http://forw0man.ru


^ НАВЕРХ